Звонок Контакты Меню
Сравнительно недавно Москва стала местом встречи российских и французских удостоверяющих юристов. Естественно, встречались они не просто так, а с целью продвинуть вперёд нотариальную практику, обменяться опытом в ней.

Помимо прочего, участники семинара обсуждали и причины, по которым ряд клиентов остаётся недоволен качеством предоставляемых услуг. Рассматривался также вопрос, как профессиональное сообщество должно реагировать на сообщения о недостаточном уровне работы своих участников. Одной из самых часто критикуемых услуг является вступление в наследство.

Удостоверяющие юристы оказывают её, в целом, грамотно и добросовестно. Однако же, по мнению очень многих людей, уж слишком придирчивы при этом. В итоге образуется длительная волокита. Подавляющее большинство жалоб и обращений, поступающих в московскую нотпалату, связанг именно с этим направлением деятельности заверителей.

Каковы же те причины, которые вызывают столь сильное недовольство у людей? Кто именно виноват в затягивании процесса получения наследства, и что нужно делать, дабы максимально ускорить его? Прояснить ситуацию нам поможет юрист-удостоверитель с почти тремя десятками лет профессионального опыта за плечами, Н.А. Алмазова. Что же она может сказать по этому поводу?

Во-первых, получение всех наследственных прав – не так уж просто даже для высококлассного специалиста. Здесь обязательно требуется не просто безупречное знание правовых норм, а и предельное внимание. На темпы обработки документов и совершения с ними положенных по закону (подчеркнём особо, по закону, а не по произвольному желанию конкретного работника!), влияет колоссальное количество факторов. Притом, и самих документов, без которых обойтись нельзя, очень и очень много.

Чтобы сделать процесс вхождения в наследование максимально правильным с юридической точки зрения, во всякой нотариальной конторе этой проблемой занимаются только в специально отведённые часы и строго по предварительной регистрации. Даже такая «мелочь», как разъяснение всей процедуры, законных прав и обязанностей – требует нескольких часов. Те же, кто пытается «взять быка за рога», и приходит оформлять наследство в порядке общей очереди, чаще всего очень обижаются, когда им говорят «запишитесь вот на такой-то день, и мы вам тогда для начала всё расскажем».

Именно такую, совершенно неизбежную сторону удостоверительной практики часть излишне пылких клиентов и принимает за умышленную волокиту. Начинается подача жалоб…

Далее, представим даже, что кого-то обслуживают экстренно. В этом случае всё равно нельзя обойти требование закона, предписывающее не открывать реального доступа к распоряжению наследства в течение полугода со дня смерти наследодателя (завещателя). В течение этого времени продать квартиру, сдать её в аренду, снять деньги с банковского счёта, использовать автомобиль в качестве залога по кредиту и т.д. нельзя.

Обязательным условием при принятии наследства, как мы уже знаем, является сбор разнообразных бумаг, подтверждающих права претендентов. Как показывает практика, именно неполное, несвоевременное предоставление таких документов и становится причиной практически 90% всех необоснованных задержек. А всего-то и требовалось, что отнестись к делу ответственно, и оперативно собрать всё, что нужно.

В некоторых случаях претендентов на одно и то же наследство несколько. Тогда возникает необходимость ещё пристальнее обычного разбираться в ситуации, чтобы снизить вероятность судебной тяжбы, а если таковая и начнётся, максимально сократить её срок. Конечно же, влияет на длительность вхождения в права наследования и индивидуальное качество работы удостоверителя, и загруженность его другой работой (от которой никто, ради наследников, освобождать его не будет!).

Наконец, восприятие времени у всех людей разное. Подавляющее большинство нареканий в адрес юристов-заверителей, таким образом, неадекватны, отражают лишь плохое знание клиентами всех особенностей процесса. То, что со стороны может показаться формализмом и стремлением заволокитить дело, чаще всего связано с соблюдением норм действующего законодательства.

Если, однако, вы всё же считаете, что ваши интересы при получении наследства каким-то образом ущемляются; или – что этот процесс слишком растянут, то надо обращаться в дисциплинарную комиссию городской или региональной нотпалаты (либо в их же организационно-правовые отделы). Комиссии могут устраивать как плановые, так и внезапные проверки. Рассмотрение жалоб производится ими отдельно, проверять работу каждой удостоверительной фирмы можно не чаще одного раза за 48 месяцев. При значительных нарушениях возможен вызов в правление нотпалаты. Но есть здесь и довольно существенная проблема: официальные документы почти не описывают методику назначения взысканий, говоря о ней глухо. Очень и очень многие моменты оставлены на усмотрение принимающих решения.
×

Заказать звонок

Если по какой-либо причине Вы не можете нам позвонить, то воспользуйтесь услугой заказа «обратного звонка». Просто укажите свое имя, контактный номер, удобное время для звонка, и мы обязательно Вам перезвоним
Ваше имя*
Неверный ввод

Телефон*
Неверный ввод

E-mail*
Неверный ввод

Время звонка*
Неверный ввод

Тема разговора
Неверный ввод

Заполняя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных (ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»)
Неверный ввод

Поля, отмеченные знаком * - обязательны для заполнения